Как упростить взаимодействие с ФНС?
Рассказываем, что такое налоговый мониторинг и чем он выгоден бизнесу.
По предварительным данным ФНС, со следующего года количество участников налогового мониторинга вырастет на 33%. Рост числа участников обусловлен повышением уровня доверия налогоплательщиков к новой форме налогового контроля, которая упрощает взаимодействие с органами ФНС и делает его более удобным. О том, какие еще преимущества дает переход на налоговый мониторинг, какие компании могут его избегать и влечет ли он дополнительные затраты на внедрение, рассказывает директор по развитию бизнеса корпоративных приложений и разработки программного обеспечения компании ICL Soft Лилия Сахипова.Что представляет собой налоговый мониторинг?
Это современная форма налогового контроля и, можно сказать, цифровизация в области налогового контроля. Традиционные запросы, проверки со стороны налоговых органов заменяются на онлайн-взаимодействие и удаленный доступ налогового органа к информационным системам бухгалтерского и налогового учета организации. Удаленный доступ организуется двумя способами: либо налоговый орган сам непосредственно подключается к информационной базе компании, либо через аналитическую витрину данных. На сегодняшний день переход на налоговый мониторинг не обязателен и подходит далеко не всем компаниям, но он позволяет ослабить свое внимание к учетно-контрольным операциям. Взамен компании могут рассчитывать на снижение числа проверок и подвергаться им только по тем операциям, которые, по мнению ФНС, содержат элементы риска.
Какое преимущество дает компаниям переход на налоговый мониторинг?
Можно перечислять множество плюсов от этого перехода. На поверхности — это изменение отношений между налоговым органом и организацией. Сокращается количество запросов, отсутствуют камеральные и выездные проверки, ускоряется возмещение НДС, отсутствуют штрафы и пени в случае выполнения мотивированного мнения.
Отношения с налоговым органом выходят на новый уровень, и это отмечают все организации, которые вступили в налоговый мониторинг. Отношения становятся открытыми, прозрачными, доверительными, и, конечно же, ускоряется взаимодействие.
Переход на налоговый мониторинг — это обязательство или пожелание?
Согласно пункту 3 статьи 105.26 Налогового кодекса России, переход на налоговый мониторинг — это право организации. Потому на данный момент это не обязательно. Для того чтобы воспользоваться правом перехода на налоговый мониторинг, организация должна удовлетворять трем условиям одновременно: общая сумма налогов (НДС, НДФЛ, акцизы, прибыль, НДПИ и страховые взносы) должна превышать 100 млн рублей, сумма доходов должна быть не менее 1 млрд рублей, а совокупная стоимость активов должна быть не менее 1 млрд рублей.
Заявочная кампания на переход на налоговый мониторинг с 2023 года уже завершена. Компании, которые не успели подать заявки, могут перейти на эту форму взаимодействия с налоговыми службами только с 2024 года. Но это не так долго, как кажется. Это означает, что у компании есть год, чтобы подготовить свою информационную систему к внедрению налогового мониторинга.
А какие есть ключевые этапы при переходе на налоговый мониторинг?
Можно выделить четыре крупных этапа работ:
— обследование и анализ текущей налоговой функции организации и ее информационных систем;
— методологическая подготовка, связанная с обеспечением раскрытия информации бухгалтерского и налогового учета и внедрением системы внутреннего контроля;
— организационный этап, в который входят работы, связанные непосредственно со вступлением в налоговый мониторинг, а также внутренние организационные изменения, связанные с системой внутреннего контроля;
— автоматизация функций налогового мониторинга в IT-ландшафте организации. Это так называемая проектная деятельность. Она включает в себя разработку технического задания и проектирования, доработку информационных систем, тестирования, обучение пользователей и само внедрение.
Какие задачи бизнеса позволяет решать налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг позволяет организации сосредоточиться на бизнесе, а не на выполнении учетно-контрольной функции. Онлайн-взаимодействие экономит существенное количество времени, что тоже приводит к сокращению затрат бизнеса. С точки зрения требований мониторинга к системе внутреннего контроля бизнес также плавно подводится к тому, что рисками нужно управлять, а не реагировать после того, как что-то уже случилось.
Есть еще один бонус — это то, что налоговый мониторинг приводит к ускорению внедрения электронного документооборота.
С полной версией статьи можно ознакомиться на портале Бизнес Online.
Другие статьи
все статьи- Замена ERP-системы: уравнение с двумя неизвестными Как компании справляются с задачами выбора ERP-систем после ухода зарубежных софтверных вендоров, с какими проблемами сталкиваются и как их преодолевают. 17.11.2022
- Эксперты поделились прогнозами развития бизнеса после короновирусного кризиса Страх перед пандемией значительно изменит потребительские привычки россиян. Компании, которые «проспали» бум онлайн-продаж, срочно побегут в онлайн, чтобы не ос... 13.04.2020
-
Компания ICL Services включена в список The 2020 Global Outsourcing
Компания ICL Services подтвердила звание одной из лучших аутсорсинговых компаний мира и в очередной раз вошла в рейтинг «The Best of The Global Outsourcing 100» ...
21.02.2020 -
Главные тенденции в области ИТ-аутсорсинга после 2020 года
Тенденции на рынке ИТ-аутсорсинга постоянно меняются. Что будет актуально в 2020 году, читайте в материале.
06.01.2020